Пасмурное утро в день отправления усыпляюще шептало в наши уши «Спите дальше, оставайтесь дома». Но мы оказали серьезное сопротивление — поднялись, умылись, запечатали в контейнер аппетитные бутерброды, снабдили собаку кормом и двинулись к автобусу по заснеженным, пустынным тротуарам.
Сама поездка прошла комфортно и … быстро. Четыре часа молодого сна в полусидячем положении и употребления запрещенных диетой леденцов показались мне практически незаметными. Меж тем, старинный русский город Пенза тоже не особенно-то был рад видеть тамбовских туристов и встречал самой что ни на есть первоапрельской погодой — не зря в Интернете можно найти огромное количество мемов по этой теме. Мокрый снег, сильный ветер, жидкий асфальт — вот каким противникам нам пришлось противостоять, однако и им не удалось сломить наш дух и планы.
Пока мы добирались до первого пункта программы — Пензенского музея народного творчества, в окошке мелькали картинки из обычной жизни русской провинции. Небольшие частные дома (правда, многие из них оформлены затейливо), гниющие развалюхи, жилые комплексы…
И вот уже наша первая остановка, мы здесь всего на десять минут — внутрь не пошли, а вот на здание, которое является старейшим памятником архитектуры Пензенского края, полюбовались. Заодно помечтали, как здорово было бы жить в таком сказочном доме с мезонином и двумя крыльцами.
Дальше нас ождало знакомство с богатствами областной картинной галереи им. К. А. Савицкого. Галерея располагается в двух корпусах. Главный, к которому мы подошли, построен в 1910-1912 в стиле модерн. Автором проекта является Александр Иванович фон Гоген. Ранее в здании размещалось Пензенское отделение Крестьянского поземельного банка.
Завороженные и восхищенные, мы следовали за экскурсоводом по залам: мемориальные комплексы И. С. Горюшкина-Сорокопудова, А. В. Лентулова, К. А. Савицкого — личностей, внесших серьезный вклад в развитие Пензенской художественной школы; великие произведения западноевропейского, русского, советского искусства — картины, скульптуры, мебель.
Это тот самый случай, когда хотелось слушать и подолгу всматриваться в каждый экспонат, причем делать это не с приклеенным к правому глазу фотоаппаратом. Поэтому снимков, в отличии от впечатлений, совсем немного. Время, проведенное в галерее, почудилось нам мгновением.
На улице нас вновь встретили неприветливые погодные условия. Высокая влажность вкупе с ветром проникали под кожу и холодили кости. Мы старались не обращать на это внимание, как только могли. Оценили колокольню восстанавливаемого Спасского собора. А наша-то посолиднее будет!
Рядышком, на Советской же площади, возвышается памятник борцам за революцию…
Памятников в Пензе предостаточно. Вот еще один — М. Ю. Лермонтову и, кстати, не единственный в Пензе.
За деревьями проступают очертания Пензенского художественного училища им. К. А. Савицкого.
Мы сворачиваем на улицу Белинского, где никто не живет, а все только работают (или едят). В здании Казенной палаты, которое одним из первых попадается на глаза, в 1865-1866 гг. работал известный русский писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин.
За время, проведенное в Пензе, Салтыков-Щедрин почти ничего не писал. «Жизнь провинциальная (не смешивайте ее с деревенскою) далеко не удобна для литературных трудов. Надо быть вдали от гадостей этой жизни, чтобы достойно воспевать их» — писал он еще до своего приезда в Пензу. Так и случилось, пензенские литературные впечатления стали появляться на свет лишь в 1868 году, уже после отставки. Одно из таких впечатлений сообщает любопытную деталь: «В Пензе все ест или отдыхает от еды, или вновь о еде помышляет».
Двигаемся дальше. Кинотеатр «Родина», как и в Тамбове, — бывший и неприкаянный.
Главная пешеходная улица Московская увлекала за собой вниз, со склона.
Едва успеваем вертеть головами и нажимать на кнопочку фотоаппарата. Неожиданно накрывший голод заставил забежать в первое попавшееся «итальянское» кафе, где улыбающийся с постера Челентано минут десять наблюдал за тем, как мы согревались капучино и пирогом с корицей.
Значительно согревшись и повеселев, мы припустили с крутой горочки за нашей группой и успели как раз вовремя — к набору на экскурсию в музей «Дом Мейерхольда»!
Музей действительно располагается в доме — бывшей городской усадьбе семьи купца второй гильдии Э. Ф. Мейерхольда. Внешне дом очень мне приглянулся — за счет шоколадной гаммы он смотрится сдержанно и стильно, а вот внутри оказалось тесновато — никто же не знает, где и когда родится гений, чтобы можно было заранее организовать более просторные помещения — под толпы туристов.
А Пенза так и противилась нам! Пока мы переодевались в тесном импровизированном гардеробе, сотрудница музея не без брезгливости поинтересовалась: «Какие медленные… Вы откуда такие приехали?». Фотографировать — нельзя, проносить с собой сумки и дышать — тоже нежелательно.
Разумеется, столь прохладная встреча не смогла повлиять на наше отношение к экспозициям и Мастеру — Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду. Нам показали четыре зала. Первый посвящен Петербургскому периоду жизнетворчества Мейерхольда, второй — революционному, третий — театру ГосТИМ, четвертый — семье новатора и реформатора театрального искусства. Рассказ о личности такой величины не может не вдохновить и всегда становится пищей для долгих размышлений об искусстве, творческой смелости и человеческой судьбе.
На обратном пути из музея мы подошли к скульптурной композиции: Шкатулка «Русские народные пословицы». Хорошая идея и симпатичное воплощение от компании «Мегафон». Главный герой композиции — солдат, потомок пензенского воеводы, собиратель пословиц Иван Лачинов. У него в руках — ключ от шкатулки и всего города.
Мы продолжили свой путь по Московской под рассказ экскурсовода о достопримечательностях города.
Многие особенно сильно надеялись на встречу с памятником ювелиру, способному исполнить заветные желания, выдать замуж и снабдить богатством. За этими благами к бронзовому специалисту выстроилась очередь. Надеть кольцо, посмотреть через него в глаз ювелира, потереть ему ботинок, почесать кота за ушком — и миссия по сбыче мечт выполнена.
По ходу прогулки отмечаем про себя огромное количество «едален». Да, прав был русский классик — поесть здесь, очевидно, любят.
Наша прогулка закончилась у недавно отстроенного здания Пензенского областного драматического театра им. А. В. Луначарского и памятника В. Г. Белинскому. Последний своею странной любовью одарили голуби.
Приехали на Мироносицкое кладбище — смотреть Успенский собор. Храм строился на народные пожертвования в период 1895 — 1905 гг. Выполнен в псевдорусском стиле. Здесь находятся мощи святителя Иннокентия, Пензенского Чудотворца.
Напоследок нас завезли в магазин, где мы — изголодавшиеся по сувенирам туристы, смогли отвести душу и запастись приятными вещицами. Ассортимент мне очень понравился, глаза разбежались, сердце забилось чаще, и если бы касс в магазине было две, а очередь двигалась побыстрее, мы бы с удовольствием купили и посуду, и игрушек, и статуэток, и еще может быть куклу в народном костюме — ответ американской Барби.
Несмотря на мелочи вроде погоды и скупого радушия, мы покорили Пензу, а она — нас. И даже немного посветила нам на дорожку светофорным деревом.