Последнюю часть можно назвать «православной», поскольку наибольший отрезок времени оказался посвящен осмотру Великокняжеской церкви и Вознесенского собора — «визитных карточек» Ельца, изображения которых красуются на открытках, календариках и магнитах, предлагаемых в лавках «купцов» века нынешнего.
1. Архитектурный комплекс — Великокняжеская церковь с домом презрения. Сотню лет назад, по инициативе Елецкого общества хоругвеносцев, его построил уже знакомый нам купец Александр Заусайлов. На строительстве «махорочный король» не экономил — в переводе на современные деньги, им было потрачено около двух миллионов. Долларов.
2. Фасады обоих зданий украшены особо модной в то время майоликовой плиткой.
3. Архитектор Э. И. Вильфарт использовал для своего творения сразу три стиля — византийский, неорусский и модерн. То ли дворец, то ли домик пряничный. Храм возведен очень быстро, в 1909-1911 годах.
4. Заложен в честь визита Великого князя Михаила — брата царя Николая Второго.
5. По одной из легенд, в тот день, когда Великий князь посетил этот новый храм, купец велел выстелить весь пол золотыми червонцами. Князя это смутило, на что Заусайлов ответил: «Да, согласен, не надо было делать ТАК. Надо было — на ребро, на ребро!».
6. Фрагмент Царской часовни, к которой пристроен Великокняжеский храм.
7. Крест на центральном куполе выполнен из позолоченного металла и искусственного горного хрусталя. Своим чудесным спасением во времена советских антирелигиозных настроений он обязан местным жителям, которые смогли его спрятать и сохранить. По другой версии, крест все же был уничтожен и воссоздан только в 1996 году.
8. Дом презрения построен позже, в 1913 году, в память 300-летия царствования дома Романовых, о чем возвещает надпись на треугольном щипце. Дом предназначался для попечения о неимущих, дряхлых, больных и увечных. Богоугодное дело!
К сожалению, впоследствии могила благотворителя А. Н. Заусайлова — она находилась рядом, в пещерном храме под церковью — была разграблена и осквернена, останки выброшены на улице, а в склепе организован туалет… Далее храм использовался в качестве склада — как и многие другие. Возрождение началось в 90-е годы.
9. Вход в храм обозначен ажурными чугунными сенями.
10. Внутри сохранились майоликовые панно, витражные окна с изображением православного креста.
14. Уникальный керамический иконостас.
16. На улице нам повстречался «Елецкий Биг-Бен» — старинная водонапорная башня с курантами.
17. Один из самых ранних образцов деревянных наличников.
20. Детская школа искусств №4 им. Л.С. Соколовой. Здание бывшего синематографа «Экспресс».
21. Храм Архистратига Михаила (Архангельская церковь). Храм неоднократно перестраивался и реконструировался в разное время, поэтому возраст трех его частей разделяется почти столетием. В 30-е годы 20-ого века церковь закрыта, частично разобрана, превращена в склад. Здание пережило пожар, что тоже негативно сказалось на его состоянии. Храм вновь был открыт 1 мая прошлого года и продолжает активно восстанавливаться.
22. Памятник художнику Николаю Николаевичу Жукову, чье детство прошло в Ельце. «Елец зажег во мне неугасимый огонь, сделал неисправимым оптимистом, что стало главным в фундаменте моей профессии художника». Говорят, что любопытствующий мальчик в центре композиции — Никита Михалков, сын друга художника, а девочка — Арина — дочь Жукова.
23. Завершилась наша насыщенная программа главным православным храмом Ельца — Вознесенским собором, ярким и возвышенным. Его видно практически из любой точки города. Построен не позднее 1845-1889 гг. по проекту академика Константина Андреевича Тона, в византийском стиле. Другие известные проекты автора — храм Христа Спасителя в Москве, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата Московского Кремля.
24. Мы решили не тревожить прихожан громким звуком затвора, поэтому фотографий внутреннего убранства совсем немного. Хотя и они дают понять, насколько тут богато и величаво. Дух захватывает!
25. Поездка в Елец оставила самые приятные впечатления и желание вернуться сюда вновь, в теплое время года, чтобы еще раз, спокойно, пройтись по уютным улочкам, увидеть неизведанное и прикоснуться к русской истории.